Льготы выдадут наличными. Что об этом думают экспертыУже со следующего года во всех регионах Украины планируется отменить около 10 видов льгот. Вместо них бывшим льготникам будут давать деньги. Эксперты уверены, что замена не будет равноценной. Купить столько же льгот, сколько было, за полученные деньги не получится…

Монетизация. Это модное слово на слуху у многих украинцев уже третий год. А именно с тех самых пор, когда в 2015 году комитет социальной политики Верховной Рады начал обсуждать разные варианты возможной замены существующих льгот в стране. Тогда впервые и прозвучало это слово – монетизация. В тот момент речь шла о том, чтобы отменить студентам льготу в виде 50% оплаты проезда в городском общественном транспорте, а взамен выдать им «живые» деньги и обязать покупать талоны на проезд по полной стоимости.

Следующей льготой, над монетизацией которой задумались законодатели, было право некоторых украинских пенсионеров на бесплатные лекарства. Монетизация предполагала, что таким пенсионерам будут выдавать какую-то сумму наличными на месяц. Эта сумма будет компенсировать им то, что отныне лекарства в аптеках они будут покупать по полной стоимости. Дальше – больше. Речь пошла о монетизации субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Инициатором трансформации субсидий в выплату определенных сумм населению на руки (или специальный счет) стал Международный валютный фонд. В общем виде монетизация (попросту говоря – обналичивание) – это когда вместо бесплатной (или оплачиваемой частично) услуги государство (или местные власти) выдают льготнику деньги, которыми он рассчитывается за эти услуги на общих основаниях.

Обналичить бесплатный проезд

Несмотря на простоту принципа, ни в 2015, ни в 2016 году монетизация как процесс полноценно не состоялась по целому ряду интересных причин. Однако в нынешнем году все изменилось. Первым кардинальным шагом по внедрению монетизации льгот и субсидий в широкие массы можно считать подписание президентом Петром Порошенко изменений в Бюджетный кодекс Украины на нынешний год. В документе среди прочего как раз говорится о монетизации льгот. Дело в том, что в Госбюджете-2017 на компенсации льготного проезда в общественном транспорте отдельным категориям льготников по всей стране… не было заложено ни копейки (на официальном языке это называется бюджетные субвенции на льготную перевозку отдельных категорий граждан). Оплата этих льгот отныне должна идти исключительно из местных бюджетов, для которых она оказалась (по признаниям местных чиновников) тяжелым финансовым бременем. Однако акцент на финансовой составляющей делать не стали, чтобы лишний раз не дразнить население.

«Льготник, к примеру, чернобылец, который имеет право на бесплатный проезд, в большом городе может пользоваться им каждый день. А житель отдаленного села, возможно, раз в год, когда решит проведать родственников где-то в Украине. Поэтому, считаю, что будет справедливо вместо условной льготы дать людям одинаковые суммы денег. А на что они их, в конце концов, потратят – на продукты, лекарства или отдых – решат сами. Именно так будет справедливо», – аргументировал министр социальной политики Андрей Рева.

Эксперты вторили чиновнику, приводя другие примеры. «Перевозчики получают деньги на проезд льготников из местных бюджетов. В обычной маршрутке есть два льготных места (10% от общего числа), а в автобусе – три таких места. На льготы имеют право все пенсионеры по возрасту, участники военных действий, инвалиды, ветераны и так далее. Но часто водители отказываются бесплатно везти льготников даже в пустой маршрутке. Украинцы должны унижаться, спрашивая у водителя разрешения зайти в транспорт. Выход из этой ситуации – монетизировать льготу, то есть выдавать деньги на проезд непосредственно льготнику, а не платить из местного бюджета перевозчику. Тогда у украинцев появится выбор – каждый день пользоваться маршруткой, или же, например, раз в неделю прокатиться на такси. Кроме того, человек с инвалидностью на коляске имеет право на бесплатный проезд, но он не может этой льготой воспользоваться. Когда он проживает в сельской местности, там нет возможности воспользоваться общественным транспортом. Как тут может помочь монетизация? И в первом, и во втором случаях человек может воспользоваться льготой, вызвать такси, заправить бензином машину соседа и так далее», – сообщила руководитель общественных программ Института общественно-экономических исследований Марианна Онуфрик.

Города готовят е-билеты

О том, что все эти слова не банальное продолжение ничего не значащих пустых дискуссий прошлых лет, стало понятно после того, как события стали нарастать снежным комом. Сначала вице-премьер Павел Розенко вдруг впервые заговорил о монетизации четко и определенно. «В программе деятельности правительства на 2017 год зафиксирован переход к монетизации льгот. Сейчас этим занимается Министерство социальной политики. В течение последних двух лет мы уже сделали несколько шагов к монетизации льгот. Так уже в монетизированной форме выдаются льготы населению на приобретение твердого бытового топлива. Кроме того, за два года в результате ревизии льгот у нас снизилось количество льготников. Мы лишили льгот тех людей, которые на самом деле в них не нуждаются. Я думаю, что до конца нынешнего года мы будем иметь модель монетизации всех льгот в Украине. А с 2018 года они будут монетизированы (на самом деле монетизировать планируется лишь около 10 из имеющихся видов льгот, остальные, как например, внеочередное получение жилья, «обналичить» невозможно – прим. автора)», – сообщил он.

Дальше – больше. Вдруг, без особой раскачки, Верховная Рада приняла закон о введении в действие электронного билета в общественном транспорте страны. Более того. В крупных городах Украины полным ходом пошла подготовка к обращению подобных билетов. Ожидается, что к концу нынешнего года в троллейбусах и автобусах Киева, Львова, Днепра, Харькова и некоторых других крупных городов Украины будут установлены турникеты и сканнеры для так называемых е-билетов. Финансируют эти нововведения местные бюджеты.

Почему из всего многообразия льгот первой под монетизацию попал бесплатный проезд? Ответ на этот вопрос прост. «Льгота на бесплатный проезд – самая востребованная из всех. Поэтому и начинать надо с нее. Чтобы льготные категории пассажиров могли оплатить проезд, местные власти должны выдать им специальные проездные карты вроде карточки горожанина, по которой пенсионеры сейчас бесплатно ездят в метро. На первом этапе станет понятно, какой процент составляют льготники. Это позволит правительству оценить, в какую сумму обойдется монетизация проезда. Но после монетизации он перестанет быть безлимитным, пенсионерам выдадут деньги, допустим, на 10-15 поездок в месяц: в поликлинику, собес, на рынок за продуктами. А все остальное – за свой счет», – сообщил старший консультант по вопросам соцзащиты населения Института местного развития Антон Левицкий.

Львовский пилот

И, наконец, буквально на днях стало известно, что уже с 1 июля во Львове и Львовской области начнет работать пилотный проект по монетизации льгот бесплатного проезда в общественном транспорте. Он продлится до 31 декабря 2017 года и, как говорят авторы, в случае, если результат устроит правительство, действие механизма с 1 января 2018 года будет расширено на всю Украину. В самом Львове к предстоящим нововведениям отношение осторожно-оптимистичное. «У нас в области насчитывается около 700 тыс. льготников. Это прежде всего пенсионеры, участники боевых действий, многодетные родители. С 1 июля во всем регионе прекратится действие льготы «бесплатный проезд» для тех, кому она положена. Сейчас мы рассчитываем сколько из бюджета области и госбюджета смогут выделить на перевозку льготников на счета автопредприятий. Пока получается около 20 поездок в месяц на общественном транспорте и, возможно, одна-две поездки (туда-обратно) на пригородном транспорте – электрички, автобусы», – рассказала заместитель главы Львовской облгосадминистрации Ирина Грымак. Одновременно с этим, по словам чиновника, во Львовской области собираются усилить службу контролеров, потому что предполагается, что привыкшие не платить льготники будут пытаться ездить просто так и дальше. «Также профильный комитет Львовской облгосадминистрации занимается и монетизацией субсидий на оплату услуг ЖКХ. Но в нынешнем году этой монетизации не произойдет (имеется в виду отопительный сезон, а не календарный год – прим. автора)», – добавила Ирина Грымак.

На самом деле, скорее всего, монетизация права бесплатного проезда в общественном транспорте с нового года начнется по всей стране в любом случае, вне зависимости от результатов львовского эксперимента. Единственные, кто способен этому реально помешать – не результаты эксперимента, а сами льготники. Вернее, их бурное недовольство происходящим. А для такой реакции есть основания. «По статье 12 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» участникам боевых действий предоставляются разнообразные льготы, в том числе и бесплатный проезд в общественном транспорте. Если вместо бесплатного проезда в общественном транспорте назначат доплату 20 гривен в месяц, то, конечно, это многим не понравится. Денежной доплаты не всем может хватить на тот же проезд. Нужна сумма, покрывающая реальные затраты. Если сумма будет адекватной, то недовольных будет мало. Если монетизации суждено быть, то нужна привязка, например, к размеру пенсии либо зарплате», – сообщил руководитель Международного братства патриотов Алексей Антипов. Однако, как уже сообщила чиновник Львовской ОГА, об адекватной сумме компенсации льготы не может быть и речи. Ведь сама идея монетизации льгот в основе своей имеет… сокращение расходов на предоставленные льготы. Собственно, этот факт никто особенно и не скрывает.

Денег на льготы нет

«Государство за 25 лет существования набрало на себя столько обязательств, что не в состоянии профинансировать их на 100%. Сегодня на эти программы используется до 15 млрд грн в год. В будущем 2018 году расходы уже будут составлять до 20 млрд грн на все программы. Выход из сложившейся ситуации – денежная компенсация, которая по факту может оказаться меньше, чем стоит льгота «в натуре». Например, человеку дадут денег на 20 поездок в месяц, при том что он ездит 30-40 раз. Даже при таком подходе на первом этапе монетизации льгот в Украине в 2018 году нужно около 20 млрд. грн…», – откровенно признался министр социальной политики Андрей Рева.

Эксперты также отмечают, что замена льгот на деньги не будет равноценной. Деньгами люди получат меньше, чем стоит сама льгота. Однако они говорят, что никаких других вариантов нет, потому что реальная стоимость всех льгот в Украине сопоставима с… госбюджетом страны. По различным оценкам, для предоставления адекватной денежной компенсации всех существующих льгот в Украине государству необходимо от 200 до… 500 млрд. грн. Такой разброс в цифрах объясняется довольно просто: сколько льготников сейчас в Украине и какими объемами льгот они пользуются, на данный момент точно не знает никто. Именно этим фактом и объясняется странный пассаж в комментарии старшего консультанта по вопросам соцзащиты населения Института местного развития Антона Левицкого: «…На первом этапе станет понятно, какой процент составляют льготники. Это позволит правительству оценить, в какую сумму обойдется монетизация проезда во Львове. «. Правда в том, что даже точное количество людей, пользующихся лишь одной льготой – бесплатным проездом в общественном транспорте лишь в одном городе Львове, – неизвестно. Что уже говорить обо всей Украине. «На сегодняшний день ни один специалист отрасли не может ответить на вопрос: сколько в Украине льготников. А начинать нужно именно с этого. Один и тот же человек может получать льготы по нескольким законам и проходить по разным реестрам. Когда-то работа по созданию системы льготных карт, предоставляющих полную информацию о льготниках, действительно велась. Была даже идея создания электронного паспорта для всех без исключения граждан, так как каждый из нас в тот или иной период жизни может претендовать на льготы: как студент, как мать малолетних детей, как пенсионер. Но до конца проект не довели. Более того, с 2010 года об этом вопросе вообще не вспоминают», – честно призналась сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины Виктория Близнюк.

Льготников, наконец, посчитают

Впрочем, какие-то цифры все же есть. По данным Минсоцполитики, в Украине на данный момент насчитывается «свыше 30 различных льгот». Такая интересная формулировка означает странную вещь. Даже количество льгот в стране… точно не известно. По некоторым данным, различных льгот в Украине не «свыше 30», а как минимум 40! Что же касается количества льготников, то тут все еще интереснее. «Трудно назвать точное количество людей, которые пользуются льготами. Конечно, по большинству соцвыплат ведутся отдельные реестры, базы, но они не взаимосвязаны между собой. Сегодня не существует единой централизованной базы данных. Приблизительно сегодня в Украине льготами пользуются более 10 миллионов человек. В то же время Минсополитики учитывает около 18,71 миллиона льготников, поскольку некоторые украинцы получают не одну, а сразу несколько льгот. А по информации Госстата Украины за январь 2017 года, 40,7% домохозяйств (читай: семей – прим. автора) получили от государства субсидии. А есть еще миллионы внутренне перемещенных лиц и семьи с детьми, инвалидами, многодетные семьи. По разным подсчетам, на всех льготников государство ежегодно выделяет сотни миллиардов гривен. А Министерство финансов в 2016 году проинформировало о том, что всего по Украине было осуществлено 48,4 млн. социальных выплат…», – сообщила Марианна Онуфрик. Без комментариев.

Следующие – субсидии

По имеющейся информации, правительство с начала следующего года собирается монетизировать все льготы, которые можно монетизировать. Их 10. В это число, кроме льгот на бесплатный проезд в общественном транспорте, входят: бесплатное получение лекарств, протезирование ветеранам и инвалидам боевых действий, льготный проезд в поездах дальнего следования и водным транспортом по Украине, а также аналогичный перелет самолетом и, конечно, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Правительственные чиновники не называют точных сроков монетизации субсидий на услуги ЖКХ, однако судя по всему субсидии начнут «обналичивать» уже со следующего отопительного сезона, то есть с 1 октября нынешнего года. Но только для предприятий теплокоммунэнерго. Для украинцев монетизация субсидий должна начаться лишь в 2018 году.

Причем многие эксперты считают, что тут особый случай, и деньги на руки украинцы от такой монетизации точно не получат. Такой тезис косвенно подтвердил и Андрей Рева. «Когда мы говорим о монетизации в том понимании, как ее требует МВФ, речь о том, чтобы не было взаимозачетов, а не о том, чтобы мы дали субсидию деньгами за услуги ЖКХ человеку, который будет оплачивать эти услуги», – заявил министр социальной политики, признав, что большая часть всех расчетов с теплокоммунэнерго идет не живыми деньгами, а взаимозачетами. А в субсидиях тепловикам взаимозачет составляет вообще до 90%. То есть живые деньги в процессе почти не участвуют…

«Пока монетизация льгот может быть отработана как финансовые взаимозачеты между госструктурами. Следующий шаг – создание лицевых счетов для претендующих на льготы, субсидии с выдачей именных пластиковых карт. Туда государство перечисляло бы средства, которые можно тратить исключительно по назначению. К примеру, на оплату коммунальных слуг или проезд в транспорте. Такая социальная реформа приблизит Украину к международным стандартам помощи малоимущим. В США давно работает система food stamp, или программа льготной покупки товаров. Государство дает жителям с низкими доходами ежемесячные пособия на пластиковые карты. Это где-то 130 долл. на человека, и эти деньги можно тратить исключительно на продукты питания. Процедура прозрачна и не вызывает никаких споров», – сказал глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

Кстати, с монетизацией субсидий на услуги ЖКХ та же история, что и с монетизацией льготы бесплатного проезда в общественном транспорте. Этот процесс уже сопровождается снижением объемов предоставляемой помощи по сравнению с реальным потреблением услуг ЖКХ. Как известно, правительство с 1 мая сократило социальные нормы потребления газа, электроэнергии и тепла, исходя из которых начисляется субсидия. То есть, по сути, урезало субсидии…

как происходит монетизация на youtube

что такое монетизация на ютубе

как отключить монетизацию

Комментарии запрещены.

Навигация по записям